Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), ранее Омская государственная академия железнодорожного транспорта, а ещё ранее Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ).
В 2011 году прошел государственную аккредитацию по специальностям и направлениям подготовки (Приказ Рособрнадзора №1785 от 28.07.2011). В 2012 году подтвердил свой уровень и получил бессрочную лицензию на образовательную деятельность.
Имеются диссертационные докторские и кандидатские советы, аспирантура. На территории ОмГУПС находится учебный полигон, представляющий собой участок железной дороги (полотно, контактная сеть, стрелки, переезд, сигнальная автоматика и прочие устройства). На рельсах находятся двалокомотива (действующие), пассажирский и грузовые вагоны.
Реализованные проекты
Цели семинара: Освоение слушателями требований национального стандарта ГОСТ Р ИСО 50001-2023 на Системы энергоменеджмента (СЭнМ). Переподготовка внутренних аудиторов по ГОСТ Р ИСО 50001-2023 с учетом ГОСТ Р ИСО 19011-2021.
Аудитория семинара: Семинар ориентирован на руководителей и ключевых специалистов, в чьи функции входит внедрение, поддержание функционирования, развитие и внутренний аудит СЭнМ на соответствие внутренним требованиям компании и требованиям стандарта ISO 50001.
Программа семинара:
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023г.
Программа семинара:
1 день | |
Введение |
Понятие энергетического менеджмента, основные термины и определения, актуальность и концепция международного стандарта национального стандарта ГОСТ Р ИСО 50001-2023, модель и базовые принципы энергетического менеджмента по ИСО 50001, структура ИСО 50001. |
Лидерство, ответственность приверженность |
Энергетическая политика организации, Концепция энергосбережения и повышения энергоэффективности, основные задачи и целевые показатели. |
Риски в СЭнМ |
Действия по обращению к рискам и возможностям как элемент СЭнМ. Его документирование. Связь управления рисками в СЭнМ с оценкой факторов, влияющих на значимое использование энергии. Примеры рисков, относящихся к СЭнМ. Составные части деятельности по управлению рисками. Примеры. Выполнение слушателями практического задания. |
Энергетический анализ | Планирование деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Структура и составные части энергоанализа. Документирование результатов энергоанализа и его периодичность. Энергетические обследования. Метод энергобалансов. Сбор, анализ, консолидация и агрегирование энергоданных. Значимое использование энергии – ключевая концепция СЭнМ. Идентификация процессов, установок, оборудования и систем со значимым использованием ТЭР (значимых потребителей и объектов). Критерии значимости. Идентификация переменных и статических факторов, влияющих на использование энергии. Примеры. |
Показатели, энергетические базовые линии и нормализация | Показатели энергетических результатов и их виды. Энергетические базовые линии и их виды. Выбор базового периода, соотнесение с отчётным периодом. Виды базового периода. Нормализация данных, методы нормализации. Примеры. Выполнение слушателями практического задания. |
Цели, задачи и планы мероприятий | Корреляция целей и задач в области повышения энергоэффективности с другими элементами СЭнМ. Формирование Программы энергосбережения, проработка мероприятий, расчёт планируемого эффекта, затрат и сроков окупаемости. Планирование сбора энергоданных – новый элемент СЭнМ. Энергоучет: поагрегатный и пообъектный, приборный и расчетный методы. Метрологическое обеспечение. Примеры. |
Контекст организации | Понимание контекста и его документирование. Связь с рисками, влияющими факторами и энергетическим анализом. Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон – часть контекста организации. Законодательные и другие требования как часть внешнего контекста. Идентификация, анализ и оценка применимости. Периодичность и обеспечение доступа. Примеры. |
2 день | |
Поддержка деятельности | Компетентность и осведомлённость. Персонал, связанный со значимым использованием ТЭР (со значимыми потребителями, на значимых объектах). Поддержание связей. Коммуникации между подразделениями и вне организации. Мотивация и стимулирование персонала на энергосбережение. Примеры. |
Документирование | Структура и иерархия документации СЭнМ. Руководство по СЭнМ. Характер и внутренняя структура, его соотношение с другими ЛНД. Рабочие, должностные инструкции, технологическая и эксплуатационная документация как часть документации СЭнМ. Примеры. |
Процессный подход | Операционное планирование и контроль. Операционные критерии. Соблюдение требований технологической и эксплуатационной документации на значимых объектах и технологической дисциплины, а также выполнение ТОиР как часть СЭнМ. Примеры. Выполнение практического задания. |
Проектные решения и закупки | Проектирование новых, модернизация и реконструкция существующих установок, оборудования, систем с учётом энергоэффективности. Закупки. Подбор и закуп энергоэффективного оборудования, критерии энергоэффективных закупок. Примеры. |
Оценка результатов | Мониторинг, измерения и анализ. Объект мониторинга: расход ТЭР и ход реализации мероприятий Программы энергосбережения. Методы анализа данных (нормирование, сравнительный метод). Периодичность и фиксирование результатов в натуральном и стоимостном выражении, в условных единицах. Методы мониторинга (почасовой, суточный, подекадный, помесячный, поквартальный). Верификация (подтверждение) эффекта (экономии ТЭР) в разрезе план/факт. Исследование причин значительных отклонений. Критерии их значимости. Оценка выполнения законодательных и других требований. Примеры. Анализ со стороны руководства. Использование результатов внутренних аудитов в качестве входных данных анализа СЭнМ со стороны высшего руководства. |
Цели и задачи аудиторов | Внутренний аудит как инструмент проверки функционирования СЭнМ и её элементов и как инструмент поиска улучшений. Ценность аудитов для организации. Использование данных, собранных аудиторами, для анализа СЭнМ со стороны руководства. Внутренний аудит как процесс, состоящий из этапов его планирования и проведения (стадийность). |
Компетентность аудиторов | Подбор аудиторов при их назначении. Поддержание компетентности аудиторов, позволяющей им собирать достоверные и объективные свидетельства выполнения критериев аудита и проводить разъяснения заданных требований. Критерии оценки компетентности аудиторов. Личные качества аудиторов, их знания и навыки. Оценка удовлетворенности аудитом со стороны аудируемого подразделения. |
Терминология для аудитов | Критерии аудита, свидетельства аудита, область (объекты) аудита и другая терминология из стандарта ISO 19011:2018 (ГОСТ Р ИСО 19011-2021). Объекты внутренних аудитов. Критерии внутренних аудитов. Принципы аудита и негативная практика, которая их нарушает. |
Взаимодействие участников аудита |
Роли и полномочия участников аудиторской группы и ответственность лиц, привлекаемых к аудиту со стороны аудируемых подразделений. Своевременное информирование и подготовка аудита. |
День 3 | |
Типовые этапы (стадии) аудитов | Планирование внутренних аудитов. Подготовка годовой Программы (плана-графика). Частота аудитов. Основания для внеплановых аудитов. Оперативное планирование и подготовка к проведению аудитов. Подготовка Плана единичного аудита применительно к конкретному подразделению. Подбор аудиторов при подготовке настоящего Плана. Подбор критериев аудита для аудируемых подразделений применительно к их функциям. Чек-лист для аудита СЭнМ. Выполнение слушателями практического задания. |
Проведение аудита и его методы | Выборочный анализ документации, проведение интервью и наблюдение за деятельностью. Очное и дистанционное проведение аудитов. Основы поведения аудитора в аудируемых подразделениях. Элемент неопределённости в ходе аудита. Выборка, основанная на здравом смысле, и случайная выборка. Правила проведения интервью для его результативности. Проведение вводного и итогового совещания, их цели и участники. |
Сбор свидетельств по итогам аудита | Варианты действий в неоднозначных ситуациях. Фиксация наблюдений, рекомендаций и несоответствий в ходе «аудита на месте». Оформление отчета по результатам аудита, его типовое содержание. Рекомендации по улучшению как результат аудита. |
Анализ, фиксация и устранение несоответствий (коррекция) |
Поиск корневых причин несоответствий и метод «5 Почему?» (как хорошая практика). Формулирование корректирующих действий и действий по устранению несоответствий. Структура несоответствия. Примеры и типовые ошибки. Категорирование несоответствий по их характеру на значимые (существенные, критические) и не значимые (несущественные, некритические). Соотношение с терминами «замечание», «отклонение». Выполнение слушателями практического задания. |
Результативность аудита | Заполнение Протокола о несоответствии. Подтверждение (контроль) выполнения корректирующих действий и факт устранения несоответствий со стороны аудируемого подразделения. Критерии результативности внутреннего аудита. Угрозы его не результативности. Материальное стимулирование работы внутренних аудиторов. Плюсы и минусы внутренних аудитов. Проверка результатов внутренних аудитов со стороны сертификационных аудиторов. |
Тестирование. Подведение итогов. Ответы на вопросы слушателей. |
Срок реализации проекта: сентябрь 2011г.
Предприятие приняло участие в семинаре «Внутренние аудиторы по международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS» (г. Москва).
Цели семинара:
Освоение сотрудниками компании теоретических знаний и практических подходов по проведению внутренних аудитов системы менеджмента бизнеса (СМБ), соответствующей требованиям международного стандарта IRIS
Аудитория семинара:
Семинар ориентирован на руководителей и ключевых специалистов, в чьи функции входит проверка СМБ на соответствие внутренним требованиям компании и требованиям международного стандарта IRIS.
Программа семинара:
1. Обзор требований международного стандарта IRIS
2. Занятие по самооценке предприятия
3. Общие положения и терминология аудита
4. Планирование аудита
5. Практические занятия по планированию аудита IRIS
6. Технология аудита
7. Техники аудита
8. Практические занятия по проведению аудита IRIS
9. Подведение итогов семинара. Тестирование участников. Ответы на вопросы.