В современных условиях управление знаниями стало важнейшей и неотъемлемой частью стратегии управления наиболее успешных российских и зарубежных компаний. Знания и навыки сотрудников являются ценным активом компании. Одним из эффективных подходов к управлению знаниями, оказывающих существенное влияние на улучшение основных производственных показателей компании, является система управления знаниями.
Система управления знаниями (СУЗ) – совокупность объектов, технологий и процессов управления знаниями, обеспечивающих интеграцию разнородных источников знаний и их коллективное использование в деятельности компании. |
В практике деятельности компаний наблюдается ряд проблем, причиной которых является отсутствие системного подхода к управлению знаниями. К ним относятся: увеличение времени на поиск сотрудниками необходимой информации, отсутствие или недостаточное распространение опыта наиболее квалифицированных специалистов, непонимание важности выявления ценной информации (критически важных знаний) или сложность доступа к ней, ошибки в принятии решений из-за недостатка информированности и игнорирования предыдущего опыта и т.д.
Действующие в настоящее время в отечественных компаниях процессы управления знаниями не отличаются должной целенаправленностью и системностью, отсутствует их формализованное описание. Не определены места генерирования неформализованных знаний (опыт, навыки и т.д.), способы их формализации и дальнейшего использования. Информационное обеспечение деятельности компаний в целом и конкретных сотрудников не в полной мере соответствует требуемым характеристикам полноты, достоверности и актуальности. Эффективные решения, передовой опыт и лучшие практики не становятся общим достоянием, что влечет за собой неоднократные повторения действий по решению одних и тех же проблем. Вследствие этого возникают дополнительные временные и стоимостные издержки.
Формирование высокоэффективных систем управления знаниями предполагает изменения в бизнес-процессах компании, а также формирование и развитие инструментов накопления, хранения и распространения знаний через базы данных, хранилища информации и т.д.
Мы предлагаем нашим клиентам совершенствование систем управления инновационным развитием и корпоративными знаниями путем изменения и повышения эффективности бизнес-процессов компании и формирования информационной базы знаний. |
- Анализ сложившихся процессов по управлению знаниями, включая анализ имеющихся инструментов накопления, хранения и распространения знаний через корпоративные базы данных, хранилища информации и т.д.
- Формирование перечня основных бизнес-процессов, проведение их анализа с точки зрения определения «мест» возникновения/генерации знаний (зон, работ, операций).
- Анализ действующих систем мотивации персонала.
- Разработка Концепции и целевой модели СУЗ.
- Верификация выбранной целевой модели с лучшими российскими и зарубежными аналогами и определение передовых подходов к организации деятельности по управлению знаниями.
- Разработка «дорожной карты» по реализации и развитию целевой модели СУЗ.
- Разработка технического задания на формирование информационной базы знаний.
- Разработка технического проекта информационной базы знаний.
- Настройка платформы для формирования информационной базы знаний.
- Тестирование и первичное контентное наполнение платформы информационной базы знаний.
- Обучение персонала.
- Формирование и реализация на платформе информационной базы знаний функциональных модулей СУЗ в соответствии с техническим заданием на формирование информационной базы знаний, техническим проектом информационной базы знаний и целевой моделью СУЗ.
- Опытная эксплуатация информационной базы знаний, приёмо-сдаточные испытания и ввод в эксплуатацию.
- повышение производительности труда за счёт сокращения затрат времени на поиск и дублирование информации;
- улучшение качества принимаемых технических решений;
- улучшение обмена знаниями между различными подразделениями Компании и внешними контрагентами;
- получение предпосылок для развития практики наставничества, самоподготовки персонала и внутреннего обучения Компании;
- повышение активности рационализаторской и изобретательской деятельности;
- повышение эффективности вложений в обучение и повышение квалификации персонала;
- обеспечение сохранения и обмена опытом по эксплуатации оборудования, реализации пилотных проектов с оценкой эффективности и перспектив тиражирования.
Кроме того, обмен опытом и доступность нормативно-технических документов и обучающих материалов от производителей оборудования - всего того, что обеспечивает СУЗ - дают возможность сократить количество ошибок при эксплуатации и обслуживании оборудования и, следовательно, будут способствовать повышению надежности и снижению аварийности, а также производственного травматизма.
Наличие в СУЗ критически важных знаний, электронной технической библиотеки, зафиксированных лучших практик решения проблем позволяет сократить время адаптации и обучения молодых специалистов, а также затраты на повышение квалификации персонала. |
- результата (эффекта) от сокращения потерь времени (его экономии) при работе
с информацией; - результата (эффекта) от повышения качества принимаемых технических и организационных решений;
- результата (эффекта) от совершенствования управления инновационной деятельностью.
Результат от совершенствования управления инновационной деятельностью проявляется в росте количества результатов интеллектуальной деятельности (РИД), количества внедренных РИД.
Результат от сокращения потерь времени при работе с информацией проявляется в росте производительности труда.
Результат от повышения качества принимаемых технических и организационных решений проявляется в повышении эффективности бизнес-процессов, сокращении операционных расходов и повышении эффективности капитальных затрат.