15 ноября 2022 г. на площадке ООО «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма, Свердловская обл.) состоялась конференция ОПЖТ на тему: «Качество – условие для развития и повышения конкурентоспособности».
В мероприятии, проходившем в гибридном формате, приняли участие: заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, генеральный директор ООО «Уральские локомотивы» Олег Спаи, первый заместитель генерального директора ООО «Уральские локомотивы» Виталий Брексон, управляющий директор по качеству и надежности АО «Трансмашхолдинг» Валоги Сухинин, президент ОПЖТ Валентин Гапанович, вице-президенты ОПЖТ Олег Сеньковский и Алексей Рукавишников, Директор ООО «ФИНЭКС Качество» Антон Воробьев, специалисты органов по сертификации, а также более 220 руководителей и специалистов из 108 организаций железнодорожной отрасли.
Главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов отметил, что ОАО «РЖД» совместно с ОПЖТ проведена работа по созданию национальной Системы добровольной сертификации с распространением на оценку соответствия требованиям отраслевого стандарта ISO/TS 22163, соблюдение которого в настоящее время особенно актуально. Роль СДС ОПЖТ значительно возросла в связи с уходом c российского рынка европейской системы сертификации. На сегодняшний день ОАО «РЖД» внесло в типовые формы конкурсных процедур дополнительные критерии по оценке систем менеджмента качества. Так, преференция в закупках отдаётся предприятиям, система менеджмента качества которых сертифицирована по требованиям ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ.
Президент ОПЖТ Валентин Гапанович напомнил об изменениях СДС ОПЖТ от 7 апреля 2022 г., которые зарегистрировал Росстандарт в целях организации национальной системы соответствия железнодорожного и рельсового транспорта на основе ISO/TS 22163:2017. Он также сообщил, что важнейшую роль в работе системы сертификации играет квалификация аудиторов. Также президент ОПЖТ проинформировал участников о значительном повышении качества машиностроительных предприятий, которое по сравнению с 2016 годам выросло более чем в 5 раз.
СМИ, освещавшие Конференцию, обратились за комментариями к Директору ООО «ФИНЭКС Качество» Антону Воробьеву, которые были размещены в итоговом пресс-релизе.
Наша компания более пятнадцати лет оказывает услуги по разработке и внедрению систем менеджмента в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов, в т.ч. стандарта железнодорожной промышленности ISO/TS 22163 (ранее – IRIS), осуществляет подготовку персонала, разрабатывает цифровые решения.
У наших клиентов часто возникает вопрос, какими средствами можно обеспечить выполнение требований стандартов наилучшим образом, как построить эффективную систему менеджмента, которая будет способствовать развитию организации, а не принесет с собой множество дополнительной никому не нужной работы. Накопленный нами опыт позволяет, с одной стороны, увидеть узкие места (проблемы) в текущей практике применения стандартов, а с другой – выявить резервы для улучшения.
К первой проблеме можно отнести излишний формализм в подходах по применению требований стандартов. Излишнее документирование приводит к тому, что значительная часть времени сотрудников тратится на заполнение различных форм, подготовку отчетов и справок по результатам деятельности, что влечет не только дополнительную нагрузку на персонал, но и сводит «на нет» весь энтузиазм работников, заменяет творческий процесс канцелярской работой.
Безусловно, стандарт ISO/TS 22163 требует документального оформления процессов и говорит о том, что оно «может быть включено в описания процедур, инструкции, схемы организации производства или рабочего процесса и т.п.», но при этом добавляет, что поддержка их должна осуществляться «с помощью прикладного программного обеспечения и шаблонов». Со своей стороны, мы уже много лет проповедуем отказ от «бумажных СМК» и переход к автоматизированным системам, обеспечивающих поддержание функционирования СМК (ИСМ), аналитической и управленческой деятельности. Зарекомендовавшее себя решение – Система КАИРИС – Автоматизированная система управления качеством, аудитами и рисками. Система представляет собой платформу с широкими возможностями, которая включает модули управления стратегией, целями и показателями, процессами, рисками и возможностями, планирования и проведения аудитов, управления несоответствиями и корректирующими действиями, контроля выданных и полученных мероприятий (задач) и другие.
Следующей проблемой, часто встречающейся на практике, является слабая вовлеченность персонала в деятельность по управлению качеством. Часто под этим понимается лишь деятельность по обеспечению входного, операционного и приемочного контроля, а также подготовка и прохождение аудитов второй и третьей стороны. Но стандарты дают принципы качественного подхода к управлению: целеполагание, риск-менеджмент, цикл PDCA, управление несоответствиями и многое другое. Те же самые внутренние аудиты должны проводиться не формально, а добавлять ценность организации. Этим подходам необходимо обучаться руководителям и специалистам на всех уровнях. В рамках Системы добровольной сертификации Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (СДС ОПЖТ) мы разработали программы учебных курсов, которые предлагаем предприятиям железнодорожного и рельсового транспорта, а также их поставщикам.
К узким местам мы также относим тот факт, что стандарт ISO/TS 22163 применяется ведущими производителями, но пока еще имеет слабое распространение по всей цепи поставок железнодорожной продукции, охватывающей проектирование, разработку, производство (причем не только конечных изделий, но и комплектующих), а также обслуживание. Только всеобщий охват приведет к предотвращению и снижению количества недостатков в цепи поставок, будет способствовать постоянному совершенствованию качества конечной продукции, повышению ее надежности и безопасности.